MoscowMap.ru 07 октября 2013
Международный симпозиум «Pro Contra медиакультуры» пройдет с 16 по 19 октября в Москве. В этом году он объединит специалистов из различных областей для профессиональной и открытой дискуссии о новых медиа.
Как сообщает департамент культуры города Москвы, мероприятие состоится в ЦВЗ «Манеж», в нем примут участие зарубежные и русские эксперты.
Международный симпозиум «Pro Contra медиакультуры» уже в течение более 10 лет ставит своей задачей раскрыть связи между искусством, наукой, политикой, экономикой и технологиями, представить инновационные проекты на стыке современного искусства и социальных практик, экспериментальной науки, дигитального искусства и дизайна, перформанса и программирования, анимации и медиаархитектуры. Каждый год различные темы, проекты, художественные стратегии и методы находят свое воплощение в различных форматах теоретические обсуждения, представление и практический анализ инновационных проектов, конкурс произведений молодых художников, кино- и видеопоказы фестивальных программ, премьеры мирового уровня и многое другое.
«В этом году речь пойдет о новых медиа и новой визуальности в целом. В первую очередь будет интересовать суть этой новизны: каково соотношение новой визуальности медиа-искусства с классическим визуальным пространством? В чем принципиальные отличия новых медиа от экспериментов классического авангарда? Что новые медиа делают с понятием документального свидетельства и нашим повседневным восприятием?», — говорится в сообщении департамента.
Основой программы симпозиума станут четыре мультидисциплинарные панели:
Панель 1 «Классическое визуальное пространство и современный медиа-арт: релевантно ли еще классическое искусство?» ответит на вопрос, необходим ли для адекватного восприятия новых медиа опыт погружения в традиционные. Если авангард предполагал близкое знакомство зрителя с классической художественной нормой, существует ли подобная зависимость для современного медиа-арта, или же создаваемое им визуальное пространство может быть воспринято «само по себе»?
Панель 2 «Авангард и новые медиа: что не знал Дзига Вертов?» задастся вопросом: есть ли что-то в новых медиа, чего не существовало бы в практике или предвидениях авангарда? Современные технологии сделали возможными многие мечты авангарда. Означает ли это, однако, что, получив эти технологии, художник-авангардист превратился бы в современного медиа художника?
Панель 3 «Имитации жизни: возможен ли визуальный документ без индексальности?» проанализирует последствия размывания индексальности фотографического и кинематографического образа под воздействием цифровых технологий. Если непосредственная индексальная связь с реальным объектом больше не гарантирует достоверность визуального свидетельства, что позволяет нам говорить о визуальном документе?
Панель 4 «Галерея и метро: как медиа-арт меняет повседневное восприятие?» ответит на вопрос, как современное медиа-искусство с его полиэкранами, множественными перспективами и нестабильными локусами субъективации влияет на человеческое восприятие за пределами галереи. Действительно ли мультимедийные инсталляции являются провозвестниками нового типа восприятия, которое имеет шанс стать доминирующим в обыденном мире?
В симпозиуме примут участие ведущие российские и зарубежные эксперты в области современной культуры и искусства:
Оливер Грау (Германия, Австрия) немецкий искусствовед и теоретик в области мультимедийного искусства, глава Отделения изобразительного искусства в Дунайском Университете (Кремс, Австрия);
Сабина Химмельсбах (Германия, Австрия) куратор, арт-директор Дома цифрового искусства в Базеле
Хосе Луис де Висенте (Испания) испанский исследователь и куратор в сфере дигитальной культуры, искусства и технологий;
Андрей Щербенок (Россия) профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, доцент СПбГУ, почетный член научного общества Шеффилдского университета;
Александра Дементьева (Россия, Бельгия) медиа художник и теоретик;
Ольга Шишко (Россия) куратор, директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб»;
Дмитрий Булатов (Россия) художник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Балтийский филиал), ведущий эксперт Инновационного парка Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта.