MoscowMap.ru 05 мая 2015
Совсем скоро Московский метрополитен празднует свой юбилей — 80 лет со дня основания. Он был открыт 15 мая 1935 года. По интенсивности движения, надежности и объемам перевозок Московский метрополитен стабильно занимает одно из первых мест в мире, а красоту его станций сравнивают с «подземными дворцами». И это неудивительно, ведь 44 станции признаны объектами культурного наследия.
60 лет на сборы
Первые предложения по созданию метро появились еще в 1875 году, когда население Москвы начинает приближаться к миллиону. Но только в 1902 году инженерами Балинским и Кнорре был разработан самый первый проект, который городская дума отклонила. Первая мировая и гражданская войны отложили решение транспортной проблемы. В 1923 году Московская городская железная дорога все-таки приступает к работе и создает свой подотдел метро. В декабре 1930 года этот подотдел закрывают, а всех специалистов с дореволюционным образованием арестовывают. Через неделю Москва встает в транспортном коллапсе. Арестованные специалисты предсказывали это еще в 1927 году. В сентябре 1931 года с подачи Л. М. Кагановича Московское руководство учреждает Мосметрострой и просит вернуть арестованных специалистов. Проект возвращают в работу, и в ноябре 1931 начинается строительство первой шахты московского метро.
Приказ об уничтожении метро
15 октября 1941 года, когда немцы подходили к Москве, лично от Л. М. Кагановича поступил приказ закрыть Московский метрополитен, а в течение трех часов подготовить предложения по его уничтожению, как стратегически важного объекта. Ночью началась подготовка к затоплению метрополитена, его объекты минировались, рубился электрокабель и так далее. Утром 16 октября 1941 года из-за паники в Москве метрополитен впервые не был открыт. Это был единственный день в истории московского метро, когда оно не работало. К вечеру приказ об уничтожении метро был отменен.
Метро как бомбоубежище
Согласно постановлению Совнаркома метрополитен должен был быть приспособлен под массовое бомбоубежище. Во время Великой Отечественной войны так и случилось — здесь скрывались от авианалетов тысячи москвичей. А во время холодной войны стали строить станции глубокого заложения. Они должны были служить бомбоубежищами в случае ядерной войны. В таких станциях вентиляционные шахты оборудованы фильтрами, на перегонах построены санузлы, в тоннелях и на выходах со станций сооружены герметичные двери, которые могут выдержать воздействие взрывной волны и предотвратить затопление станций и тоннелей. Кстати, персонал Московского метрополитена регулярно проводит учения гражданской обороны.
Логотип московского метро
Вместе с открытием в 1935 году появился и его логотип — заглавная «М» в связке с надписью «МЕТРО». До 2014 года в обращении находилось более десятка различных вариантов логотипа, поскольку единого бренда не было. В сентябре 2014 года был анонсирован стандартизированный логотип. Он был представлен студией Артемия Лебедева как часть нового брэнда всего московского транспорта. Основой для единой эмблемы послужила усредненная форма логотипов, которые появлялись в разное время в стенах метрополитена. С анонсом обновленного логотипа разгорелся скандал. В интернете всплыла информация, что перерисовка логотипа стоила 232 миллиона рублей. Но департамент транспорта Москвы опроверг информацию, заявив, что дизайнеры работали за символический один рубль на собственном энтузиазме, а 232 миллиона рублей должны пойти на создание новой навигации и ремонт вестибюлей.
Официальный и неофициальный сайты
6 сентября 2005 года у Московского метрополитена появился официальный сайт — mosmetro.ru. Интересно то, что российский дизайнер Артемий Лебедев еще в 1996 году регистрирует домен metro.ru, где запускает проект про московское метро: «Это сайт о мифе и легенде, о том, что было и чего не было. Это одновременно музей, архив, иллюстрированный альбом, справочник и энциклопедия. Это первый в мире сайт о метро, сделанный на черном фоне». Многие считают, что Лебедев собирается продать этот домен и выручить большую сумму, однако это не подтверждено.
Голос метро
В 2004 году в честь очередного дня рождения метро стартовала акция «Голос метро» — сообщения в метро были озвучены знаменитыми актерами. После этого акция повторялась несколько раз — на дни рождения и в новогодние праздники. К 80-летнему юбилею эту акцию запустили вновь. В течение всего мая известные актеры, музыканты и деятели культуры будут поздравлять пассажиров с Днем рождения московского метро.
Так, например, на Сокольнической линии вы можете услышать голоса Армена Джигарханяна и Екатерины Андреевой;
на Замоскворецкой — Валерия Сюткина и Веры Алентовой;
на Арбатско-Покровской — Дмитрия Губерниева и Валерии;
на Филёвской — Александра Васильева и Ирины Муравьёвой;
на Кольцевой — Никиты Михалкова и Кристины Орбакайте;
на Калужско-Рижской — Гоши Куценко и Яны Чуриковой;
на Таганско-Краснопресненской — Александра Розенбаума и Светланы Немоляевой;
на Калининской — Дмитрия Дюжева и Натальи Крачковской;
на Серпуховско-Тимирязевской — Михаила Ефремова, Иосифа Кобзона и Оксаны Фёдоровой;
на Люблинско-Дмитровской — Дмитрия Маликова, Лолиты и Нонны Гришаевой;
на Бутовской — Стаса Михайлова и Анжелики Варум.