Адрес: Москва, Комсомольская площадь, д. 5.
Сайт: yaroslavsky.dzvr.ru
Идея строительства Ярославской железнодорожной ветки и вокзала принадлежала профессору Московского университета Ф. Чижову. Его поддержали промышленники и меценаты, в том числе И. С. Мамонтов. Архитектором вокзала стал Р. И. Кузьмин.
Здание Ярославского вокзала в 1862 году разместили на Каланчаевской площади (будущей Комсомольской) рядом с Красным прудом и на одной линии с Николаевским вокзалом (будущим Ленинградским). По-деловому простое здание венчал флагшток с флагом ведомства. Вплоть до 1900 года вокзал не менялся, но затем потребовалось его расширить. Был выстроен второй этаж, пристройка. Впрочем, и этих мер не хватило для обслуживания возросшего количества пассажиров. Архитектором нового здания вокзала стал Ф. О. Шехтель. При строительстве уже использовались современные материалы: металлоконструкции, железобетон, облицовочная плитка. Новый вокзал, в неорусском стиле, с элементами северного модерна был готов к 1906 году. Гигантскую входную арку обрамляют полуоткрытые пилоны со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной» кровлей, килевидным козырьком. Стены украшены растительными орнаментами, сочетающимися по тону с общим приглушенным тоном фасада, вызывая ассоциации с русским Севером. Фронтон над входом в вестибюль украшают гербы крупных городов по Ярославскому направлению: Архангельск, Москва, Ярославль.
Вокзал пережил еще две реконструкции: в 1966 и 1995 году. А в 2014 году были закончены работы по установке на фасадах здания системы архитектурного освещения. Сегодня Ярославский вокзал – первый по количеству пассажирских перевозок в Москве.